Код ошибки P0744 на Ниссан с вариатором JF015E указывает на наличие проблем с клапаном, отвечающим за подачу масла к фрикционному пакету блокировки гидротрансформатора. Клапан может заедать из-за попадания частиц металла, образующихся при работе коробки. Появление ошибки указывает на необходимость ремонта вариатора. Простая замена жидкости и фильтра не вернет подвижность клапану.
Что означает код ошибки P0744
Между бесступенчатой коробкой передач JF015E и двигателем установлен гидротрансформатор, состоящий из насоса и турбины, передающий крутящий момент за счет давления жидкости.
Для увеличения КПД трансмиссии, улучшения динамики разгона и снижения расхода топлива введена система блокировки, при включении которой входящий и выходящий вал гидротрансформатора получают механическую связь. Для блокировки используется фрикционный пакет, включение которого осуществляется подачей жидкости под давлением.
Регулятором является электромагнитный клапан, на неисправность которого и указывает ошибка P0744.
Давление в гидравлической системе вариатора создается насосом сразу при запуске мотора. Управление клапаном осуществляется внешним контроллером в соответствии с заложенной программой. Ошибка P0744 типична для вариаторов JF015E, установленных на автомобилях Ниссан, а также встречается на других бесступенчатых или автоматических коробках, оснащенных гидротрансформатором с блокировкой.
Для записи ошибки P0744 на автомобилях Ниссан с вариатором JF015E необходимы условия:
- напряжение в электрической системе автомобиля от 11 В;
- исправность цифровой шины передачи данных CAN;
- отсутствие в памяти блока управления ошибки Р0717 (поломка датчика частоты вращения входящего вала гидротрансформатора);
- насос создает давление жидкости в магистрали фрикционного пакета блокировки не менее 0,2 Мпа;
- коэффициент проскальзывания насосного и турбинного колес отвечает режиму работы коробки передач.
Соленоид блокировки испытывает максимальные нагрузки. Через клапан подается нагретая и грязная жидкость из гидротрансформатора. Соленоид срабатывает практически постоянно – муфта работает в режиме программируемого проскальзывания примерно с 20 км/ч. Такой алгоритм работы еще сильнее нагружает соленоид.
Еще одна проблема – использование фрикционных накладок с включениями углепластика или графита в качестве связующего компонента. В результате продукты износа стали агрессивнее влиять на соленоид, приводя к ошибке P0744 на автомобилях Ниссан с вариатором JF015E.
Типичные причины появления кода
Основная причина ошибки P0744 на автомобилях Ниссан с вариатором JF015E – нарушение правил эксплуатации. Используемый для передачи крутящего момента ремень постепенно изнашивается. Резкие изменения скорости движения способствуют ускорению износа. Также получают повреждения поверхности шкивов, на которых образуются задиры. Стальная пыль или стружка попадает в жидкость. Она проходит через фильтр и очищается. Часть стальной пыли оседает на магнитах, установленных в поддоне.
В случае нарушения регламента обслуживания грязь забивает фильтр и проникает в гидроблок – модуль, оснащенный соленоидами и механическими клапанами для распределения потоков жидкости. В результате клапаны заедают в фиксированном положении, срабатывают медленно или передвигаются в узком диапазоне.
Также возможно заклинивание редукционного клапана в насосе, что приводит к падению давления жидкости и нарастающему износу шкивов и ремня вариатора JF015E на автомобилях Ниссан.
Источником грязи и ошибки P0744 могут быть частицы от фрикционного пакета, установленного в гидротрансформаторе. Второй пакет используется для изменения направления вращения выходного вала вариатора. В ряде случаев он также разрушается и загрязняет жидкость.
Изнашиваются уплотнители и сальники в самом гидротрансформаторе, что не лучшим образом сказывается на работе гидравлики вариатора JF015E на автомобилях Ниссан. Дефекты проводки почти никогда не являются причиной появления ошибки P0744, хотя полностью исключать обрыв кабеля или повреждение изоляции либо штекера нельзя.
Симптоматика кода неисправности P0744
В случае записи ошибки P0744 на автомобилях Ниссан с вариатором JF015E возможно:
Снижение экономичности связано с невозможностью механического соединения входного и выходного валов гидротрансформатора. Двигатель раскручивается до высоких оборотов, при нормальной работе блокировки частота вращения снижается. Из-за неправильной работы блокировки возможно повышение температуры жидкости, что приводит к перегреву вариатора JF015E.
Последняя проблема встречается редко. Симптом характерен для «старших» моделей JF016E и JF017E. Появление ошибки P0744 на автомобилях Ниссан с вариатором JF015E не всегда сопровождается включением индикатора Check Engine в комбинации приборов и вывода сообщения о наличии проблем с коробкой на экран бортового компьютера.
Владельцам автомобилей Ниссан с вариатором JF015E необходимо реагировать на любое изменение поведения коробки, особенно сопровождаемое посторонним шумом или включением контрольных ламп либо надписей. При проведении очередного ТО рекомендуется считывать коды ошибок.
P0744 может присутствовать в памяти, но не оказывать ощутимого влияния на работу вариатора. Наличие P0744 указывает на некорректную работу клапана. Ремонт на ранней стадии позволит сократить расходы на запчасти.
Владельцы отмечают, что симптомы ошибки P0744 на автомобилях Ниссан с вариатором JF015E могут появляться периодически без какой-либо закономерности. Иногда проблема с блокировкой исчезает после остановки и повторного запуска двигателя, а впоследствии повторяется.
Диагностика электроники автомобиля позволит найти неактивные ошибки, на основании которых мастер может сделать выводы о состоянии вариатора JF015E и своевременно устранит возможные неисправности. В ролике показана типичная ситуация при ошибке P0744 – чрезмерно высокие обороты, приводящие к увеличению расхода топлива.
Сопутствующие ошибки
Прямой связи ошибки P0744 с другими кодами для вариатора JF015E на автомобилях Ниссан нет. Часто в памяти находится только одна запись. Возможно наличие ошибок, прямо сигнализирующих о сильном загрязнении гидроблока продуктами износа. Также не исключены ошибки по датчикам температуры жидкости в вариаторе из-за попадания грязи – например, P0846 в случае выхода показаний от датчика В за допустимые границы диапазона измерений.
Нельзя исключать ошибки P0740, P0744, P0745 и P0778, которые характерны для бесступенчатых коробок, длительное время работавших без обслуживания.
Серьезность кода и риски игнорирования проблемы на JF015E
Любая ошибка сигнализирует о наличии проблем с вариатором. Преимуществом JF015E является конструкция – коробка лишена степ-мотора, но сохранила блок корректировки и получила систему изменения передаточного соотношения с соленоидом линейного давления. Соответственно, владелец может менять соленоиды и датчики в гидроблоке без последствий для работы коробки.
На последующих моделях JF016E и JF017E производитель Jatco стал использовать гидроблоки с уникальными значениями коррекций, которые вносились в память блока управления на стадии сборки автомобиля. Неисправность любого элемента гидроблока требует покупки нового узла и замены данных коррекций. По этой причине гидроблоки для JF015E востребованы на разборках – их можно менять без проблем.
Наличие ошибки P0744 на автомобилях Ниссан с вариатором JF015E не позволяет продолжить эксплуатацию автомобиля. Наличие грязи в гидроблоке и насосе приведет к постепенному снижению давления жидкости и дополнительному износу деталей.
Если на ранней стадии ремонт ограничится промывкой гидроблока и заменой пакета фрикционов в гидротрансформаторе, то впоследствии может потребоваться замена шкивов – убрать глубокие царапины шлифовкой не получится. Кроме того, некорректная работа блокировки снижает уровень комфорта при движении и способствует увеличению расхода топлива. Наличие ошибки P0744 указывает на необходимость разборки, дефектовки и последующего ремонта вариатора JF015E.
На каких марках авто чаще встречается неисправность
Вариаторы JF015E использовались на следующих автомобилях с двигателями объемом до 1,6 л:
- Ниссан Cube 3 (кузов Z12);
- Ниссан Juke 1 (кузов F15);
- Ниссан Latio 2 (кузов N17);
- Ниссан March 4 (кузов K13);
- Ниссан Note 2 (кузов E12);
- Ниссан NV200 1 (кузов M20);
- Ниссан Qashqai 1 (кузов J10) и Qashqai 2 (кузов J11);
- Ниссан Sentra 7 (кузов B17);
- Ниссан Tiida 3 (кузов C13);
- Митсубиши Lancer 10 (кузов CY);
- Рено Arkana 1 (кузов LCM);
- Рено Clio 5 (кузов BF);
- Рено Fluence 1 (кузов L38);
- Рено Kaptur 1 (кузов H5);
- Рено Logan 2 Stepway (кузов L52S);
- Рено Megane 3 (кузов X95) и Megane 4 (кузов XFB).
Вариатор JF015E используется на автомобилях Ниссан с 2010 г. под маркировкой RE0F11A. Коробка также поставлялась компании Renault под внутренним обозначением DK0, а также Mitsubishi, которая использовала вариатор на машинах с передним или полным приводом (коды F1CJB и W1CJB соответственно). По конструкции коробки идентичны, разница только в картере и блоке управления.
Распространенность ошибки P0744 зависит от популярности модели автомобиля и ряда факторов. Например, проблема часто фиксируется на Ниссан Juke. Машина является больше женской, что и предопределяет несколько халатное отношение к обслуживанию и соблюдению правил эксплуатации вариатора JF015E.
Что касается автомобилей с двигателями, имеющими объем свыше 1,6 л, то на них ставились вариаторы JF016E или JF017E, рассчитанные на больший крутящий момент. Такие коробки применяли на Nissan Murano с мотором объемом до 3,5 л или на Ниссан X-Trail. Ошибка P0744 встречается и на этих вариаторах, но устранение причин будет сложнее из-за уникальности настроек каждого гидроблока и отсутствия встроенного в коробку модуля калибровки.
Диагностика и устранение кода ошибки
В случае появления симптомов неисправности блокировки гидротрансформатора, включения контрольных ламп или предупредительной надписи на экране бортового компьютера требуется диагностика вариатора JF015E на автомобиле Ниссан.
Считать код P0744 можно как при помощи адаптера для OBD-II, так и с использованием дилерского сканера Nissan Connect. Второй способ предпочтительнее, поскольку профессиональное оборудование обладает расширенными возможностями. Других способов определить наличие P0744 нет.
Автомобили не поддерживают самодиагностику с выводом кодов ошибок миганием лампы Check Engine (такой способ чтения характерен для машин родом из 90-х гг. прошлого века).
Порядок действий при проверке кода P0744
Для чтения ошибок достаточно подключить адаптер либо сканер, а затем запустить диагностику. После чтения кодов можно попробовать удалить P0744, а затем совершить пробный выезд. С высокой долей вероятности ошибка зафиксируется заново – случайных проблем с клапаном блокировки гидротрансформатора не бывает.
Вариатор с ошибкой P0744 требуется разобрать для детального осмотра и определения перечня неисправных деталей, на основе чего рассчитывают бюджет ремонта.
Дефектовка вариатора
Для дефектовки JF015E необходимо:
- Считать все ошибки в памяти блока управления, касающиеся вариатора.
- Слить масло и демонтировать крышку. По состоянию жидкости и толщине слоя стальной пыли на магнитах можно сделать выводы о состоянии коробки.
- Снять фильтр и вынуть гидроблок, предварительно отстегнув жгут проводки.
- Осмотреть состояние шкива и ремня. Детали будут видны после снятия гидроблока.
- Демонтировать вариатор с автомобиля Ниссан для дальнейшей разборки корпуса, снятия валов и переборки гидротрансформатора.
Перечень неисправных деталей при наличии ошибки P0744 может оказаться широким. Из-за попадания стружки в гидроблок практически наверняка придется менять соленоиды (слабое место вариатора JF015E на автомобилях Ниссан). Ремень может пройти до 200 тыс. км. Решение о замене принимают по внешнему виду сегментов.
Неприятным сюрпризом могут оказаться задиры на шкивах, а также разбитые канавки для шариков. Мелкие царапины легко шлифуются. При повреждении канавок шкивы придется менять.
Ремонтные работы по устранению проблемы
Устранение только P0744 без полноценного ремонта вариатора на Ниссан не производится. Необходима мойка и очистка всех деталей, включая гидроблок. Гидротрансформатор разбирают в условиях сервиса – корпус разрезают, меняют фрикционную накладку, тефлоновые кольца и сальники. Корпус отремонтированного гидротрансформатора соединяют сваркой.
По вариатору перечень работ зависит от степени износа. Например, может потребоваться замена валов вместе с конусами, установка нового толкающего ремня. Рекомендуется заменить все сальники и тефлоновые кольца. В противном случае возможны утечки жидкости. В гидроблоке JF015E ставят новый комплект соленоидов, отвечающих за регулировку давления.
Если при устранении причин P0744 обнаруживается сильное повреждение гидроблока, то можно купить модуль на разборке. Важно помнить, что несмотря на возможность замены, для JF015E выпускалось несколько разновидностей гидроблоков, отличающихся характеристиками и числом соленоидов. Гидроблоки с разной конструкцией невзаимозаменяемые.
При устранении P0744 и ремонте вариатора на автомобилях Ниссан целесообразна установка дополнительного радиатора для охлаждения жидкости. Штатный теплообменник не всегда справляется с задачей. В результате повышенной температуры ускоряется износ коробки. После ремонта вариатор собирают, устанавливают на автомобиль и заправляют жидкостью.
Средний срок устранения P0744 в крупном сервисе составляет около 10 рабочих дней. На вариатор JF015E дается гарантия до 12 месяцев без ограничения пробега.
Что делать, чтобы код ошибки не появлялся в будущем
Полностью исключить вероятность появления P0744 нельзя, поскольку коробка JF015E изнашивается при любых условиях работы. Основной способ продления срока службы вариатора – регулярное обслуживание. Жидкость рекомендуется менять через 20-25 тыс. км, а через 40-50 тыс. км устанавливать новый фильтр. Рекомендуется соблюдать правила эксплуатации – вариатор на Ниссан не любит резких ускорений и длительного движения со скоростью свыше 140 км/ч.
Ошибка P0744 часто встречается на автомобилях Ниссан, оснащенных коробкой Jatco JF015E. Устранить причину можно только в процессе разборки и капитального ремонта вариатора – установка только нового соленоида блокировки гидротрансформатора поможет на несколько месяцев. Ремонт JF015E рекомендуется проводить в условиях сервиса. Своими силами качественно выполнить работы невозможно.
Сохраните материал в закладках, чтобы не потерять полезные советы.