Соленоиды JF015E: устройство, принцип работы и ремонт 

Андрей Анатольевич
Андрей Анатольевич
Позвоните и получите консультацию от эксперта "Центра по ремонту вариаторов №1"
Позвонить

Для управления работой автоматической коробки либо вариатора используется гидроблок с электромагнитными клапанами – соленоидами. В JF015E гидравлика управляет работой шкивов и используется для переключения передач в планетарном редукторе. Соленоиды чувствительны к чистоте масла и являются одним из слабых мест вариатора JF015E.

Что такое соленоиды передачи

Соленоид состоит из катушки, намотанной из тонкого медного провода, и исполнительного клапана для перекрытия или запирания канала в гидравлической системе.

Соленоиды установлены в гидроблоке – модуле с магистралями для подачи и слива жидкости, расположенном в нижней части вариатора. Они могут закрываться или открываться при отключении питания. Момент подачи питания определяется блоком управления вариатором.

В JF015E установлены соленоиды:

  • регулировки первичного давления жидкости;
  • линейного типа – для управления работой ведущего и ведомого шкива;
  • для управления работой муфты блокировки гидротрансформатора;
  • для торможения низшей и высшей передачи планетарного редуктора, а также шестерен заднего хода.
Соленоиды JF015E
Соленоиды JF015E

Какие функции выполняют соленоиды

Соленоиды в JF015E позволяют менять передаточное число, включать и выключать передачи в планетарном редукторе, а также используются для активации режима движения задним ходом.

Блок управления получает сигналы от датчиков, отслеживающих работу двигателя, частоту вращения ведущего и ведомого шкива вариатора, давление жидкости, коэффициент блокировки гидротрансформатора, положение педали тормоза и газа.

Соленоиды подключены к жгуту проводки, выведенному к круглому штекеру на боковой части корпуса вариатора JF015E.

Как работают трансмиссионные соленоиды

Соленоиды могут открывать или перекрывать каналы подачи жидкости. Для изменения положения клапана на обмотку подается импульс питания.

Поскольку соленоиды подключены к контроллеру, то при обрыве либо коротком замыкании обмотки, избыточном или недостаточном давлении в линии в памяти блока фиксируется ошибка. Расшифровка кода позволяет точно и быстро определить неисправный узел.

Комплект соленоидов для JF015E

На рынок запасных частей поставляются соленоиды, при подборе которых учитывают марку автомобиля с JF015E. Вариаторы отличаются гидроблоком и алгоритмом работы, что обеспечивает совместимость трансмиссии с разными по характеристикам двигателями. Для подбора соленоидов необходимо использовать каталоги оригинальных запасных частей или аналогов.

Оригинал

При ремонте JF015E рекомендуется использовать оригинальные комплектующие. Замечание особенно касается соленоидов. Но производители не поставляют соленоиды, предлагая покупку нового гидроблока, цена на который сопоставима со стоимостью контрактного вариатора JF015E.

Можно купить соленоиды на разборке, но качество таких комплектующих зависит от условий эксплуатации автомобиля. Цена комплекта деталей с пробегом, проверенных на стенде, по состоянию на осень 2023 г. – от 15,5 тыс. руб. Альтернативное решение – приобретение гидроблока после капитального ремонта в сервисах, занимающихся восстановлением вариаторов.

Гидроблок Jatco JF015E
Гидроблок Jatco

Аналоги 

Аналоги соленоидов JF015E могут немного отличаться по характеристикам от оригиналов. Причин несколько – от стремления удешевить комплектующие до попыток сделать их универсальными, т. е. пригодными для вариаторов нескольких моделей.

Цена набора соленоидов для JF015E на осень 2023 г. начинается от 18,5 тыс. руб.

Признаки выхода соленоидов из строя 

Признаки неисправности соленоидов JF015E:

толчки при разгоне или снижении скорости;
снижение динамики разгона;
вялая реакция на нажатие педали акселератора.

При избыточном зазоре между корпусом гидроблока и исполнительной частью соленоида увеличиваются потери масла, которые не компенсируются насосом. В результате падения давления в магистралях ускоряется износ ремня, который протирает на шкивах борозды. В жидкость попадает стружка, что увеличивает скорость износа клапанов. Цикл повторяется до момента полного выхода вариатора из строя.

Толчки при работе вариатора JF015E могут быть связаны с поломкой планетарного редуктора или износа ремня. Поэтому важно определить причину поломки, а затем покупать запчасти и разбирать коробку.

Ремень вариатора JF015E
Ремень вариатора JF015E

Что делать, если подозревается неисправность соленоида

Определить некорректную работу соленоида можно считыванием кодов ошибок сканером, подключенным к диагностическому разъему OBD-II. Если в памяти контроллера нет ошибок, то не следует сразу разбирать вариатор и менять соленоиды.

Целесообразнее обратиться в сервис для детальной проверки коробки, составления дефектной ведомости и определения бюджета ремонта. При неквалифицированной разборке и сборке JF015E вероятность выхода коробки из строя резко возрастает.

Замена соленоидов в вариаторе

Для замены соленоидов в JF015E необходимо:

  1. Снять защиту картеров силового агрегата и отвернуть сливную пробку на нижней крышке вариатора.
  2. Слить масло в заранее приготовленную емкость, отвернуть болты крепления поддона.
  3. Снять поддон с остатками масла и промыть бензином или уайт-спиритом. Оценить количество стружки на магнитах, которое позволяет определить степень износа ремня и шкивов.
  4. Отвернуть 3 болта и снять фильтр грубой очистки. Отсоединять разъем внешнего жгута проводки не требуется, гидроблок подключается к внутренней части колодки.
  5. Отвернуть болты крепления гидроблока и снять его с автомобиля, аккуратно отсоединив квадратный разъем на жгуте проводки от штекера. Дальнейшую проверку лучше проводить на стенде. Владелец может своими силами определить короткое замыкание либо обрыв обмотки или промыть гидроблок, но проверить корректность работы соленоида в гаражных условиях невозможно.

Если планируется самостоятельно вынуть соленоиды, то необходимо разъединить корпус гидроблока. Внутри имеются шарики клапанов, сетки для дополнительной фильтрации масла и штифты для удержания соленоидов – все эти детали важно не потерять при разборке.

Соленоид меняется легко – неисправный клапан вынимается из посадочного гнезда, а на его место ставится новый. Соленоиды отличаются конфигурацией рабочей части, ошибиться при монтаже нельзя.

После проведения диагностики и установки новых соленоидов необходимо установить гидроблок на место. Последовательность затяжки болтов и моменты указаны в заводских мануалах на JF015E. Затем необходимо установить новый фильтр, закрепить поддон через прокладку и залить в картер свежую жидкость. Поскольку было обновлено масло, то целесообразно заменить и фильтр тонкой очистки.

Фильтр грубой очистки вариатор
Фильтр тонкой очистки вариатора

Андрей Анатольевич
Андрей Анатольевич
Позвоните и получите консультацию от эксперта "Центра по ремонту вариаторов №1"
Позвонить

Оцените статью
ВАРИАТОР JF015E
Добавить комментарий

Консультируем бесплатно по всем регионам:
8 (499) 322-02-98 — Москва
8 (812) 250-17-06 — Санкт-Петербург