Вариатор JF015E оснащен гидравлической системой, заполненной специальным маслом. Жидкость используется для работы механизма изменения диаметра конических шкивов, смазывает детали и отводит продукты износа. Регулярная замена масла и фильтра с очисткой магнита в поддоне от стальной стружки увеличивают срок службы вариатора до капитального ремонта.
Масло в вариатор JF015E/RE0F11A
Компания Jatco самостоятельно не производит жидкости для вариаторов (как и производители машин с коробкой JF015E). Масла, которые выпускаются под марками Nissan или Mitsubishi, по факту произведены крупными нефтяными компаниями с учетом спецификаций Jatco.
Все жидкости для JF015E базируются на минеральной основе и содержат пакеты присадок для снижения скорости износа шкивов и ремня, а также повышения стойкости к воздействию температуры.
Оригинальное масло
Производители автомобилей предлагают владельцам машин с JF015E следующие масла:
- Nissan – NS-3 (спецификация введена в 2014 г. взамен устаревшей NS-2). Поставляется в стальных канистрах емкостью 4 л, пластиковой таре вместимостью 5 и 1 л или 20-литровых бочонках.
- Mitsubishi – CVTF Eco J4 (до 2016 г. выпускалась марка Dia Queen CVTF-J4). Поставляется в канистрах емкостью 1 или 4 л.
- Suzuki – CVT Fluid Green 2. Поставляется только в 4-литровых канистрах.
- Renault – EELF Elfmatic CVT. Поставляется в таре емкостью 1 или 4 л.
Аналоги
Существуют жидкости для JF015E, выпущенные производителями моторных масел, которые полностью соответствуют требованиям Jatco и стандартам производителей автомобилей. Например, Multi CVTF от компании Motul или Transmax CVT от Castrol.
Масла от альтернативных поставщиков могут быть бесцветными или окрашенными в красный либо зеленый цвета. Окраска не влияет на рабочие характеристики жидкости.
При покупке необходимо убедиться в соответствии масла спецификациям NS-3 или CVTF-J4 – информация указывается на заводской этикетке либо таре.
Стандарт NS-3 снизил вязкость жидкости по сравнению с NS-2. Поэтому создать универсальное масло, удовлетворяющее NS-2 и NS-3, невозможно. Компания Indemitsu поставляет Multi CVTF, CVTF и CVTF Extreme, которые отличаются допусками по условиям эксплуатации и одновременно соответствуют нормам NS-2 и NS-3. Производитель таким образом указывает возможность заливки масла в вариаторы выпуска до 2014 г. и после.
Сколько масла в вариаторе JF015E/RE0F11A
Полная вместимость гидравлической системы вариатора с учетом полости теплообменника – 7,2 л. При частичной замене из картера сливается не более 4-4,5 л масла. Но при полноценной замене необходимо до 9-10 л жидкости. Часть свежего масла смешивается с загрязненным и подлежит утилизации.
Регламент замены масла в коробке передач
Разработчик вариатора не предусматривал замену масла на протяжении всего срока его службы. Но поскольку гидравлический блок JF015E чувствителен к загрязненной жидкости, то следует периодически обновлять ее. В противном случае продукты износа способны повредить рабочие поверхности клапанов, что приведет к некорректной работе коробки.
При пробегах до 100 тыс. км масло можно менять через 50-60 тыс. км, а после – через 40-50 тыс. км. Но целесообразнее взять за правило обслуживать вариатор через каждые 40 тыс. км с заменой жидкости, фильтров и снятием поддона для профилактической очистки магнита от стальной пыли.
Дополнительные затраты на ТО и расходные материалы окупятся увеличением срока службы вариатора JF015E.
Как проверить уровень масла
Для проверки уровня жидкости в JF015E необходимо:
- Подключить к диагностическому разъему OBD-II сканер или адаптер, сопряженный со смартфоном с программой диагностики.
- Установить автомобиль на ровную горизонтальную площадку для снижения погрешности замера.
- Запустить двигатель и прогреть жидкость до +50°…+80°С (совершив короткий выезд с повторной установкой машины на ровной поверхности – на холостом ходу коробка греется медленно).
Если коробка оснащена стержневым щупом, то уровень масла должен находится в пределах диапазона, выделенного мелкой насечкой на стержне. Если на вариаторе установлен поддон с переливной трубкой, то при отвернутой заглушке масло должно капать отдельными каплями. В любом случае – замер уровня производится при работающем моторе.
Информация о методе проверки уровня указывается в заводской инструкции по эксплуатации автомобиля.
Замена масла в JF015E/RE0F11A
Общий алгоритм действий при неполной замене:
- Установить автомобиль на ровную поверхность, обеспечив доступ к поддонам силового агрегата.
- Демонтировать защитные элементы, перекрывающие сливную пробку вариатора.
- Подставить емкость вместимостью 4-5 л (например, можно использовать пластиковую бутыль с удлинительной трубкой и сборной воронкой, доходящую до поддона JF015E).
- Отвернуть пробку и слить часть жидкости (примерно 2,5-2,6 л).
- Отвернуть крепления поддона и снять крышку, из-под которой потечет жидкость.
- Промыть крышку и магниты растворителем или бензином, а затем протереть чистой ветошью, не оставляющей ворса.
- Отвернуть крепление фильтра грубой очистки. Промывать фильтр бензином для повторного использования не рекомендуется, поскольку визуально невозможно оценить его загрязнение.
- Установить новый фильтр вместе с резиновым уплотнительным кольцом (при отсутствии в комплекте необходимо докупить) и затянуть с усилием 7-9 Н*м при помощи динамометрического ключа.
- Очистить кромку картера вариатора от следов прокладки и уложить новую прокладку на поддон.
- Установить поддон на место и вручную наживить болты, а затем затянуть с усилием 5-7 Н*м. Последовательность затяжки указывается в мануале к JF015E. Нарушать алгоритм запрещено.
- Ввернуть пробку в сливное отверстие, предварительно установив новое кольцо.
- Затянуть пробку динамометрическим ключом с усилием 35 Н*м для коробки со щупом и с небольшим усилием для вариатора с переливной трубкой.
- Отвернуть болты крепления левого переднего колеса и снять защитный подкрылок.
- Очистить картер вариатора около стакана фильтра тонкой очистки щеткой и сжатым воздухом.
- Отвернуть крепление стакана и вынуть старый фильтр.
- Установить новый картридж и закрепить стакан с новой прокладкой (момент затяжки 6-8 Н*м), а затем закрепить подкрылок и колесо.
- Залить свежее масло через отверстие для щупа (объем соответствует объему слитой отработки). Проверить уровень, предварительно прогрев жидкость и пройдя селектором по всем положениям с паузой 30 секунд в каждом. Если вариатор снабжен переливной трубкой, то надо отвернуть сливную пробку и дождаться слива излишков масла, а затем затянуть заглушку с усилием 35 Н*м.
- Сбросить счетчик старения при помощи сканера или смартфона с программой диагностики, подключенных к разъему OBD-II.
Для полной замены необходимо выполнить перечисленные выше шаги, а затем снять трубку слива жидкости от теплообменника. Запустить двигатель и слить старое масло из муфты гидротрансформатора и гидроблока JF015E. Но при этом помощник должен подливать свежую жидкость в картер.
Процедуру заканчивают после появления чистого масла из снятого шланга, который потом крепят на теплообменник при помощи пружинного хомута.
Дополнительные вопросы и ответы по теме
Процедура замены жидкости и фильтров в вариаторе JF015E не отличается сложностью, но требует четкого соблюдения моментов и последовательности затяжки болтов. При чрезмерном усилии можно сорвать резьбу. Но если поддон легко поменять, то резьбу в картере придется нарезать заново. Несоблюдение последовательности затяжки приводит к течи жидкости и деформации прокладки.
Какую жидкость не стоит заливать
Не допускается использовать в JF015E жидкости, не соответствующие стандарту NS-3 либо CVTF Eco J4. Например, на рынке встречаются масла категории NS-2. Применение такой жидкости с повышенной вязкостью приводит к некорректной работе гидроблока. Лучше всего потратиться и купить масла в оригинальной таре.
Можно ли смешивать масла
Жидкости, соответствующие NS-3 либо CVTF Eco J4, базируются на минеральной основе и имеют одинаковый пакет присадок. При их смешивании характеристики не меняются, выпадение осадка невозможно. Но при переходе с NS-2 на NS-3 необходимо выполнять полную замену и менять прошивку блока управления вариатором.
Смешивать жидкости стандартов NS-2 и NS-3 запрещено из-за разных характеристик.
Можно ли заменить масло в вариаторе самостоятельно
Выполнить замену масла в JF015E можно своими силами в условиях гаража. Для полной прокачки системы потребуется ассистент, который будет контролировать качество сливаемой жидкости или подливать свежее масло в картер.
Перед началом работ рекомендуется изучить мануал к JF015 и подготовить расходные материалы (перечень зависит от модели автомобиля).
Если владелец не разбирается в конструкции автомобиля, то проще обратиться в специализированный сервис. В этом случае переплата позволяет не беспокоиться о покупке жидкости и расходных материалов.
При самостоятельной замене жидкости в JF015E важно правильно подобрать запчасти. Например, на вариаторах F1CJB и W1CJB, которые ставились в паре с двигателями объемом 0,7 л, используется оригинальный поддон. Соответственно, при обслуживании нужна прокладка, отличающаяся по геометрии от прокладок для других версий вариатора JF015E.
Также на машинах с 0,7-литровыми двигателями используются фильтры грубой очистки с иными габаритами.
При замене масла на вариаторе Jatco JF015E, установленном на Митсубиши, важно учесть один важный нюанс при покупке прокладки на поддон. В исполнениях F1CJB (обозначение автопроизводителя) этой трансмиссии для бензиновых двигателей объемом 1 и 1,2 л, конфигурация уплотнения отличается от вариантов для мотора на 0,66 л.