Вариатор Jatco JF015E оснащен двумя регулируемыми шкивами с коническими рабочими поверхностями. Из-за уменьшения допустимого крутящего момента сокращены габариты шкивов, что не лучшим образом сказалось на долговечности. Ряд дефектов на рабочих поверхностях можно убрать полировкой, но при сильных повреждениях конусы подлежат замене.
Конуса вариатора JF015E
Раздвижные шкивы вариатора установлены на ведущем и ведомом валу. Вращающиеся элементы находятся выше уровня масла, что позволило повысить КПД трансмиссии и снизить вспенивание жидкости. Между шкивами расположен толкающий ремень, передающий крутящий момент.
Ремень и рабочие поверхности смазываются, но масло не в состоянии устранить медленный износ.
Устройство
Раздвижные шкивы вариатора Джатко JF015E состоят из фиксированной и подвижной секции. За счет одновременной корректировки положения элементов происходит плавное изменение передаточного соотношения. Подвижная часть перемещается на шариках, установленных в проточках на валах и корпусе секции. В ведомом конусе установлены пружины, делающие обратный ход плавным.
Изменение положения осуществляется гидравликой. Ранее в вариаторах Jatco использовался шаговый электромотор, но от него отказались из-за невысокой надежности. На внешней части шкивов установлены задающие кольца, необходимые для определения частоты вращения датчиками. Гидравлические цилиндры оснащены тефлоновыми уплотнительными кольцами.
Схема работы
После перевода селектора в положение движения вперед крутящий момент передается на первичный вал коробки через гидротрансформатор и промежуточную зубчатую пару. Положение шкивов соответствует максимальному передаточному соотношению.
По мере открытия дросселя блок управления корректирует положение подвижных секций шкивов. Подача жидкости меняется гидроблоком, в котором расположены линейные соленоиды.
Повреждения конусов JF015E
Наиболее распространенный дефект конусов – появление царапин на рабочих поверхностях. В этом случае необходима полировка зеркала. Замена шкива не требуется.
При пробегах свыше 150 тыс. км изношенные шарики начинают болтаться в проточках вала, повреждая направляющие каналы. В этом случае восстановить детали невозможно.
При дальнейшей эксплуатации JF015E без ремонта будут наблюдаться «замирания» – т. е. периодическая остановка движения конуса из-за заклинивания.
Если направляющие в валах целы, то достаточно заменить шарики на ролики, которые стали использовать в вариаторах Jatco с последующей модели JF016E.
Еще одна проблема вариаторов JF015E – износ шарикоподшипников первичного и вторичного вала. Скорость износа увеличивается при нерегулярном обслуживании – стружка попадает под шарики и на беговые дорожки.
Износ шарикоподшипников на JF015E встречается реже, чем на предыдущей модели JF011E. Способ ремонта один – разборка вариатора и замена подшипников с одновременной ревизией конусов и шариков.
Устранение неисправности конусов вариатора JF015E
Отремонтировать либо заменить шкивы или шарикоподшипники валов можно только после полной разборки вариатора. Перед началом работ коробку снимают с автомобиля. Ремонт JF015E можно выполнить своими силами только при понимании конструкции и наличии навыков разборки и сборки вариаторов Jatco.
Но надежнее обратиться в сервис, который дает гарантию на запасные части и выполненные работы.
Разборка
Краткий алгоритм разборки вариатора и валов со шкивами:
- Отвернуть крепления датчиков и снять навесные элементы (проушины, корпус теплообменника).
- Слить масло и снять поддон, отвернуть крепления фильтра грубой очистки и плиты гидроблока.
- Снять переднюю крышку вариатора и дифференциал.
- Вынуть промежуточный вал и снять цепной привод насоса.
- Демонтировать масляный насос и входной вал.
- Разобрать планетарный редуктор, вынуть первичный и вторичный валы со шкивами, одновременно сняв с них пластинчатый ремень.
- Отвернуть центральные гайки, съемником стянуть шестерни и подвижные части шкивов.
- Осмотреть направляющие канавки на валах и состояние поршней, которые не должны проворачиваться на месте.
- Осмотреть рабочие поверхности шкивов. При наличии дефектов необходима шлифовка.
- Проверить посадку задающих колец, которые не должны проворачиваться.
- Промыть детали и провести детальную диагностику.
Ремонт или замена конуса
Шкивы подлежат замене только при наличии глубоких задиров или локальных термических повреждений из-за длительной пробуксовки ремня. Мелкие царапины устраняют шлифовкой в условиях сервиса. Самостоятельно убрать дефекты и сохранить профиль конуса невозможно.
Сборка
При сборке шкивов рекомендуется заменить уплотнительные кольца вне зависимости от их состояния. Для правильной запрессовки конусов, подшипников и шестерни на валы необходим малогабаритный пресс. Все остальные действия при сборке соответствуют обратному порядку при разборке вариатора.
Толкающий ремень надевают при установке ведущего и ведомого вылов в заднюю крышку коробки. На стыки корпусных деталей наносят герметик для защиты от течи масла.
При сборке соблюдают моменты затяжки болтов, которые указаны в мануале для JT015E.