Конуса JF015E: устройство, принцип работы и ремонт

Андрей Анатольевич
Андрей Анатольевич
Позвоните и получите консультацию от эксперта "Центра по ремонту вариаторов №1"
Позвонить

Вариатор Jatco JF015E оснащен двумя регулируемыми шкивами с коническими рабочими поверхностями. Из-за уменьшения допустимого крутящего момента сокращены габариты шкивов, что не лучшим образом сказалось на долговечности. Ряд дефектов на рабочих поверхностях можно убрать полировкой, но при сильных повреждениях конусы подлежат замене.

Конуса вариатора JF015E

Раздвижные шкивы вариатора установлены на ведущем и ведомом валу. Вращающиеся элементы находятся выше уровня масла, что позволило повысить КПД трансмиссии и снизить вспенивание жидкости. Между шкивами расположен толкающий ремень, передающий крутящий момент.

Ремень и рабочие поверхности смазываются, но масло не в состоянии устранить медленный износ.

Ремень вариатора JF015E
Ремень вариатора JF015E

Устройство 

Раздвижные шкивы вариатора Джатко JF015E состоят из фиксированной и подвижной секции. За счет одновременной корректировки положения элементов происходит плавное изменение передаточного соотношения. Подвижная часть перемещается на шариках, установленных в проточках на валах и корпусе секции. В ведомом конусе установлены пружины, делающие обратный ход плавным.

Изменение положения осуществляется гидравликой. Ранее в вариаторах Jatco использовался шаговый электромотор, но от него отказались из-за невысокой надежности. На внешней части шкивов установлены задающие кольца, необходимые для определения частоты вращения датчиками. Гидравлические цилиндры оснащены тефлоновыми уплотнительными кольцами.

Конусы вариатора JF015E
Конусы вариатора JF015E

Схема работы 

После перевода селектора в положение движения вперед крутящий момент передается на первичный вал коробки через гидротрансформатор и промежуточную зубчатую пару. Положение шкивов соответствует максимальному передаточному соотношению.

По мере открытия дросселя блок управления корректирует положение подвижных секций шкивов. Подача жидкости меняется гидроблоком, в котором расположены линейные соленоиды.

Гидроблок Jatco JF015E
Гидроблок Jatco JF015E

Повреждения конусов JF015E

Наиболее распространенный дефект конусов – появление царапин на рабочих поверхностях. В этом случае необходима полировка зеркала. Замена шкива не требуется.

При пробегах свыше 150 тыс. км изношенные шарики начинают болтаться в проточках вала, повреждая направляющие каналы. В этом случае восстановить детали невозможно.

При дальнейшей эксплуатации JF015E без ремонта будут наблюдаться «замирания» – т. е. периодическая остановка движения конуса из-за заклинивания.

JF015E
JF015E

Если направляющие в валах целы, то достаточно заменить шарики на ролики, которые стали использовать в вариаторах Jatco с последующей модели JF016E.

JF016E
JF016E

Еще одна проблема вариаторов JF015E – износ шарикоподшипников первичного и вторичного вала. Скорость износа увеличивается при нерегулярном обслуживании – стружка попадает под шарики и на беговые дорожки.

Подшипники
Шарикоподшипники

Износ шарикоподшипников на JF015E встречается реже, чем на предыдущей модели JF011E. Способ ремонта один – разборка вариатора и замена подшипников с одновременной ревизией конусов и шариков.

JF011E
JF011E

Устранение неисправности конусов вариатора JF015E

Отремонтировать либо заменить шкивы или шарикоподшипники валов можно только после полной разборки вариатора. Перед началом работ коробку снимают с автомобиля. Ремонт JF015E можно выполнить своими силами только при понимании конструкции и наличии навыков разборки и сборки вариаторов Jatco.

Но надежнее обратиться в сервис, который дает гарантию на запасные части и выполненные работы.

Разборка

Краткий алгоритм разборки вариатора и валов со шкивами:

  1. Отвернуть крепления датчиков и снять навесные элементы (проушины, корпус теплообменника).
  2. Слить масло и снять поддон, отвернуть крепления фильтра грубой очистки и плиты гидроблока.
  3. Снять переднюю крышку вариатора и дифференциал.
  4. Вынуть промежуточный вал и снять цепной привод насоса.
  5. Демонтировать масляный насос и входной вал.
  6. Разобрать планетарный редуктор, вынуть первичный и вторичный валы со шкивами, одновременно сняв с них пластинчатый ремень.
  7. Отвернуть центральные гайки, съемником стянуть шестерни и подвижные части шкивов.
  8. Осмотреть направляющие канавки на валах и состояние поршней, которые не должны проворачиваться на месте.
  9. Осмотреть рабочие поверхности шкивов. При наличии дефектов необходима шлифовка.
  10. Проверить посадку задающих колец, которые не должны проворачиваться.
  11. Промыть детали и провести детальную диагностику.

Ремонт или замена конуса

Шкивы подлежат замене только при наличии глубоких задиров или локальных термических повреждений из-за длительной пробуксовки ремня. Мелкие царапины устраняют шлифовкой в условиях сервиса. Самостоятельно убрать дефекты и сохранить профиль конуса невозможно.

Сборка

При сборке шкивов рекомендуется заменить уплотнительные кольца вне зависимости от их состояния. Для правильной запрессовки конусов, подшипников и шестерни на валы необходим малогабаритный пресс. Все остальные действия при сборке соответствуют обратному порядку при разборке вариатора.

Уплотнительные кольца
Уплотнительные кольца вариатора

Толкающий ремень надевают при установке ведущего и ведомого вылов в заднюю крышку коробки. На стыки корпусных деталей наносят герметик для защиты от течи масла.

При сборке соблюдают моменты затяжки болтов, которые указаны в мануале для JT015E.

Андрей Анатольевич
Андрей Анатольевич
Позвоните и получите консультацию от эксперта "Центра по ремонту вариаторов №1"
Позвонить

Оцените статью
ВАРИАТОР JF015E
Добавить комментарий

(!) Ответы на комментарии публикуются с временной задержкой (иногда – несколько дней). Если вам нужна оперативная консультация — лучше сразу звоните по телефонам, указанным на сайте.

Если вы в Москве – 8(495)161-49-01
Если вы в Санкт-Петербурге 8(812)223-49–01
Если вы в регионах - 8(800)555-71–48 (это бесплатный номер для регионов)
(звонить с 9 утра до 21 часов по московскому времени)

  1. Матвей

    Отвезти свой Ниссан Кашкай 2013 года выпуска в ремонт по поводу толчков вариатора JF015Е нужно было уже больше месяца назад. Когда добрался в СТО, мастера однозначно сказали, что коробку нужно разбирать и проверять. Отмечались проскальзывания ремня по конусам, отсюда и рваный темп движения. Выяснилось, что ремень изношен, задиры на конусах. Попутно – проблемы со штатным радиатором (коррозия, утечка жидкости). Конуса с ремнем пришлось ставить новые. Также заменили маслонасос, солнечную шестерню, один из соленоидов, не говоря уже о масле и других расходниках. Ремонт обошелся в 104 000 руб. Дали полугодовую гарантию.

    Ответить
  2. Валентин

    На пробеге в 111 000 км в моем Ниссан Жук начал проскальзывать вариатор JF015Е. К счастью, в сервисный центр обратился вовремя, когда появились первые рывки коробки. Конуса удалось восстановить шлифовкой. Заменили ремень, масло с фильтром тонкой очистки, еще кое-что по мелочи. Оставил в СТО 80 000 руб. Если бы затянул, все могло окончиться намного хуже и, соответственно, дороже.

    Ответить
  3. Геннадий

    При пробеге в 48 000 км мой Ниссан Жук с вариатором JF015E просто остановился. Пришлось вызывать эвакуатор, чтобы доставить машину в автосервис. Коробку сразу решили разбирать. Наряду с поломкой маслонасоса и износом накладок в гидротрансформаторе, выявили задиры на конусах. К счастью, эти узлы смогли восстановить, рабочие поверхности шкивов отшлифовали. Обошелся ремонт в 98 500 руб. Думал, что будет дороже. К счастью, обошлось без замены серьезных деталей.

    Ответить
  4. Владислав

    На моем Ниссан Теана на пробеге в 120 000 км возникли сложности с вариатором JF015E. Отмечались сильные рывки, толчки, а через некоторое время коробка и вовсе перешла в аварийный режим. Смог доехать до сервисного центра самостоятельно, без эвакуатора. Разборка показала сильный износ конусов и ремня, поломку гидротрансформатора, выход из строя масляного насоса. За ремонт пришлось отдать 180 000 руб. В следующий раз, видимо, нужно будет думать о покупке контрактной трансмиссии.

    Ответить
Консультируем бесплатно по всем регионам:
8 (499) 322-02-98 — Москва
8 (812) 250-17-06 — Санкт-Петербург